Пушкова С.В.
|
ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В США |
В 1999 г. в Вашингтоне состоялся Конгресс по вопросам профессионального образования библиотекарей, на котором обсуждались современные проблемы и тенденции в работе библиотечных учебных заведений США. В конгрессе, организованном при содействии и финансовой поддержке Американской библиотечной ассоциации (АБА), приняли участие 116 делегатов, в том числе библиотекари-практики и представители профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений. Сам факт проведения специального конгресса по вопросам профессионального образования свидетельствует об остроте проблем, существующих в этой области. Побудительными причинами проведения конгресса стали, в частности, растущее беспокойство в профессиональной среде по поводу исключения из названий специальных учебных заведений слов, указывающих на их связь с библиотечным делом (таких, как «library», «librarianship» – «библиотечный», «библиотековедение») и осознание недостатка квалифицированных специалистов в конкретных сферах библиотечной работы, например, специалистов, ориентированных на обслуживание молодежи. Участники конгресса выразили обеспокоенность фактом закрытия в США 15 библиотечных школ за период с 1978 по 1993 гг. Это рассматривалось как одно из свидетельств кризиса американской системы библиотечного образования. Стремление найти пути выживания заставило библиотечные школы обратиться к интенсивному использованию новых информационных технологий, что позволило многим из них в большей степени соответствовать задачам университета и играть более заметную роль в учебном процессе. Было отмечено все возрастающее использование в обучении и приобретении знаний глобальной сети Интернет. Значительное внимание было уделено вопросам, связанным с изменением содержания и структуры учебных программ библиотечных учебных заведений. Многие из участников дискуссии на эту тему выступили в поддержку такой модели профессионального образования, которая ориентирована на подготовку специалистов для работы в библиотеках и обеспечивает получение традиционных библиотечных знаний, умений и навыков наряду с изучением информатики и овладением новыми информационными технологиями. В учебных программах тех библиотечных школ, которые придерживаются подобной образовательной модели, библиотековедческие дисциплины по-прежнему занимают важное место в профессиональной подготовке библиотекарей. В выступлениях участников «круглого стола» по учебным планам и программам было отмечено недостаточное внимание к социальным аспектам библиотечной практики и профессионального образования. Подчеркивалась важность подготовки студентов библиотечных школ к работе с детской и молодежной аудиторией, так как 60 % пользователей публичных библиотек составляют лица в возрасте 18 лет и моложе. На конгрессе прозвучали критические замечания в адрес специального комитета АБА, на который возложена аккредитация учебных программ библиотечных школ и колледжей. Оценивая новые стандарты на аккредитацию, утвержденные Советом АБА в 1992 г., некоторые участники конгресса отметили отсутствие в них четких положений по составлению учебных программ, а также разработанных критериев оценки качества подготовки выпускников. Были высказаны пожелания о пересмотре и реорганизации механизма аккредитации. Предложено, в частности, учредить независимое агентство по аккредитации, действующее при поддержке всех библиотечных ассоциаций, заинтересованных в развитии и совершенствовании библиотечного образования. В числе профессиональных «ценностей», имеющих первостепенное значение для представителей библиотечной профессии, участники конгресса назвали интеллектуальную свободу, равное право на доступ к информации, профессионализм, внимание к запросам пользователей и их обслуживание, неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность при пользовании библиотечными ресурсами и услугами. Оценивая значение конгресса, они акцентировали, прежде всего, важность совместного обсуждения назревших проблем преподавателями библиотечных школ, библиотекарями-практиками, представителями библиотечных ассоциаций и других заинтересованных организаций. В результате обсуждения актуальных проблем библиотечным учебным заведениям было рекомендовано уделять больше внимания разнообразию содержания и структуры учебных программ, внедрять новые методы и формы обучения, в частности широко использовать дистанционное обучение и обеспечить его качество. Им необходимо развивать сотрудничество с библиотеками для эффективного решения вопросов пополнения библиотечного персонала молодыми специалистами. Повышению престижа профессии библиотекаря могла бы способствовать национальная кампания, проведенная библиотечными ассоциациями в поддержку выбора библиотечной карьеры. В ходе конгресса были определены возможные пути развития профессионального образования библиотекарей и наметились основные направления совместных действий всех заинтересованных участников и партнеров по его совершенствованию и модернизации в целях адаптации к постоянно изменяющимся условиям. |